г.Можайск, проезд Мира д.4
г.Руза, ул.Ульяновская д.11
г. Руза, ул. Революционная д. 21/2
г.Гагарин, ул.Строителей д.40
г.Волоколамск, ул. Ново-солдатская д.3
п.Шаховская, ул.1-я Советская д.57
п.Лотошино, ул.Спортивная д.9

"Школа зрения"

В «Семейной клинике» г. Руза по адресу: ул. Революционная д. 21/2, каждый вторник с 13.30 до 14.00 приглашаются все желающие на занятия

Занятия ведёт врач-офтальмолог, кандидат медицинских наук Учаева Наталья Сергеевна

Темы занятий

  • 31 января 2017 года « Как сохранить зрение детей - профилактика близорукости»
  • 7 февраля «Как сохранить зрение при глаукоме»
  • 14 февраля «Профилактика снижения зрения при сахарном диабете»

Занятие 1
«Что нужно знать родителям о профилактике зрительных расстройств у детей»

Следить за зрением малыша необходимо с самого его появления на свет. Регулярные профилактические осмотры у грамотного офтальмолога с использованием современного диагностического оборудования позволяют выявить любое заболевание на самой ранней стадии.  Не подлежит сомнению факт, что чем раньше выявлено заболевание, тем более щадящим и эффективным бывает лечение.

Самый первый осмотр, который определяет строение глаз, проводится еще в  роддоме. По статистике у 80% новорожденных выявляется так называемая физиологическая дальнозоркость. Это временное явление, которое обычно проходит до 6-8 лет само собой и медицинской коррекции не требует. Однако чтобы убедиться в том, что зрение постепенно приходит в норму, необходимо не реже раза в год показывать малыша окулисту. Если дальнозоркость не уменьшается в значениях, ее необходимо коррегировать очками.

5-7% младенцев рождаются с близорукостью, а у 13-15% выявляется предрасположенность к ее развитию.

Особенно серьезное беспокойство у родителей должна вызывать слабость лишь одного из глаз. В такой ситуации зрительный анализатор может игнорировать изображение от более слабого глаза, что приводит к развитию косоглазия или даже амблиопии, т.е. "ленивого глаза".

 

Когда идти к врачу?

Первый раз офтальмолог осматривает ребенка в возрасте 1 месяца — понятно, что в этом возрасте малыш может еще не проявлять жалоб на плохое зрение, но важно определить стартовое состояние зрительной системы ребенка. Хорошее зрение у обоих родителей значительно снижает вероятность появления врожденных глазных заболеваний у ребенка, но, к сожалению, не является гарантией их отсутствия. Унаследовать недуг можно от самых дальних родственников или его причиной может стать отягощённая беременность или осложнённые роды; иногда и без видимых причин появляется недуг. Причем не всегда тревожные симптомы проявляются сразу. Если у родителей возникают сомнения, вопросы — например, есть подозрение на косоглазие, или малыш родился недоношенным, ослабленным — необходимо обратиться  к врачу офтальмологу сразу, как только замечены подозрительные симптомы.

Второй плановый осмотр детей проводится в возрасте одного года.

Третий осмотр проводится в 3 года, часто это совпадает с диспансеризацией накануне записи в детский сад.

Время для следующего планового приема определено — внимание! — только перед школой. Школьникам же зрение проверяют уже раз в год. Однако неадекватная зрительная нагрузка у дошкольников резко увеличилась в последние годы — виной тому время, проведенное за телевизором, компьютером, смартфонами, планшетами. Этого не было еще несколько лет назад, и этого пока не учитывают стандартные сроки диспансеризации. Поэтому сегодняшнего дошкольника я советую показывать офтальмологу так же часто, как и школьника — один раз в год.

 

Во многих случаях наследуется лишь предрасположенность к тому или иному сбою в работе зрительной системы, и он происходит, как только организм попадает в неблагоприятные условия - например, ребенок испытывает сильный стресс, переносит инфекционное заболевание или переутомляется.  

 К сожалению, потоковый метод ускоренной проверки остроты зрения в  детских садах и школах зачастую не позволяет обнаружить сложные или скрытые формы глазных заболеваний. Поэтому  родители не должны успокаиваться, что ребёнок прошёл профилактический осмотр, а один раз в год самостоятельно привести ребёнка к офтальмологу, чтоб провести полноценное обследование с закапыванием капель, которые расширяют зрачки и расслабляют цилиарную мышцу и только при таком осмотре можно исследовать рефракцию т.е. оптику глаз.  При посещении офтальмолога желательно иметь с собой результаты предыдущих офтальмологических обследований, чтобы доктор смог оценить динамику состояния зрительной системы.

Могут ли родители сами заподозрить у ребенка нарушение зрения? Да, есть ряд симптомов, которые могут указывать на те, или иные проблемы. Обращайте внимание на то, как ребенок смотрит, особенно после дневного сна. Например, один глаз открывается не полностью. Или малыш поворачивает всю голову для того, чтобы посмотреть на вас. Возможно, перед тем, как взять предмет, ребенок медленно моргает.

Летом тревожным сигналом может стать неравномерный загар - дети часто подставляют лицо солнцу со стороны слабого глаза. Если при чтении ребенок "теряет" слова, на это также надо обратить внимание. Родителям надо помнить, что жалуются на боль в глазах дети редко - чаще начинают просто капризничать. Если при закрывании одного глаза, ребёнок очень беспокоиться, а при закрывании другого глаза ведёт себя спокойно – вероятнее всего один глаз видит намного хуже другого.  Если заметили что-то подобное - не откладывайте визит к врачу.

Урок №4
"Особенности развития зрения и характер зрительных расстройств в дошкольном возрасте"

Зрение ребенка, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе становления и совершенствования.

Острота зрения, равная 1,0 (т. е. норме) формируется у детей не сразу и заметно колеблется в зависимости от их возраста.

По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в два раза: 1,5% — в 3 года и 3,0% — в 7 лет.

Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.

Профилактика зрительных расстройств в дошкольном возрасте

В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические взгляды на причину нарушения зрения в дошкольном возрасте.

Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

Когда глаз растет и формируется — а это весь дошкольный период и годы начальной школы, — общение с телевизором и компьютером надо стараться исключить. Если же это невозможно, то надо выдерживать нормы расстояния от монитора до глаз в зависимости от размеров монитора, а также временные нормы просмотра телевизора и работы за компьютером. Они приведены в таблице.

ВОЗРАСТ

МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (В МИНУТАХ) В ДЕНЬ

ТЕЛЕВИЗОР

КОМПЬЮТЕР

3

15

0

5

30

7

6-7

30

10

8-10

60

15

11-13

90

20

14-15

120

25

16-17

180

30

Разрешая детям просматривать телевизионные передачи, необходимо регулировать их частоту, длительность и создать благоприятные условия просмотра. Во-первых, дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут. Большая длительность может вызвать ухудшение зрительных функций. Дети любят смотреть передачи близко от экрана. А это очень вредно, так как оптимальное расстояние для зрения  2,0 - 5,5 м от экрана, и, следовательно, его необходимо соблюдать. Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом может быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.Да и для взрослого человека, работающего за компьютером, определен благоприятный режим: 30-40 минут за компьютером — потом перерыв на 10-15-20 минут.

Особенно опасно для качества зрения читать на смартфонах — у них маленький экран и мелкий шрифт, а хуже всего для глаз взрослого и тем более ребенка — читать или смотреть кино, мультфильмы в транспорте. Пожалуйста, придумывайте для своих детей на время поездок другие занятия!

Также для сохранения зрения важно вести подвижный образ жизни, чаще бывать на природе, заниматься игровыми видами спорта, играть в бильярд и т.п.

В последние годы в генезе близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. По мнению проф. Э. С. Аветисова и других авторов, у части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации. Это в большой степени определяется еще недостаточным развитием в этом возрасте циллиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации. В силу этого детям нередко трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерная.

В подтверждение этой теории в настоящее время уже накоплено много фактов. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий в школе не наступает. И, наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще (до 20%) развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.

Приведенные данные указывают на большое значение правильной организации занятий, связанных с напряжением зрения и необходимость тренировки аккомодации при подготовке детей к школе.

Общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6 -7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

Значение суточного режима для дошкольника

Для охраны зрения важны не только правильная организация обязательных занятий, но и режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности — бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое  закаливание - вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развитие как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма. Следует подчеркнуть важность организации суточного режима дошкольника, обосновывая это имеющимися научными данными и практическими рекомендациями.

Гигиенические требования к мебели и освещению

Наряду с рациональным построением занятий большое значение для охраны зрения детей имеет правильная посадка, т. е. поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение  осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы. Существуют, как известно, утвержденные размеры мебели для детей дошкольного возраста. Врачи и воспитатели детских садов должны руководствоваться ими в практической деятельности, чтобы обеспечить правильную посадку детей в соответствии с их ростом.

Надо помнить и о рациональной расстановке мебели в групповой комнате с тем, чтобы получить наилучшие условия естественного освещения на столике, за которым сидит ребенок. Мебель должна стоять в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене. В старших дошкольных группах двухместные столы для занятий расстанавливаются в два ряда на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева. Поэтому использование четырехместных столов нежелательно, так как иначе дети во время занятий будут сидеть спиной к свету. Таким образом, зрительная работа может способствовать возникновению зрительных расстройств, если она производится в неудовлетворительных гигиенических условиях, при неправильной посадке и особенно при неблагоприятных условиях освещения. Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств.

Поэтому к организации светового режима в помещениях, в которых находятся и занимаются дети, следует подходить комплексно, с гигиенических позиций.

Естественное освещение

Каковы же условия, от которых зависит улучшение естественного освещения?

Прежде всего, ориентация окон здания по странам света, лучшей из которых является ориентация на юг, юго-восток и восток, это обеспечивает более высокие уровни освещенности и возможность более широкого и раннего проветривания помещений в результате прямого попадания солнечных лучей.

Другим важным условием является расположение зданий на открытом участке. Рекомендуемая высота окна  2,0-2,5 м, а ширина 1,8-2,0 м, расстояние верхнего края окна от потолка   0,25-0,5 м. Для максимального проникновения света в помещение оконные переплеты должны занимать не более 15% площади окна. Частые оконные переплеты снижают проникновение света в помещение на 30-40%.

Запыленность и загрязненность окон, особенно выходящих на улицу, приводят к понижению освещенности в помещении до 40%. Источником загрязнения может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения.

Приведенные цифры являются обоснованием для проведения систематического контроля за состоянием оконных стекол. Очень важно регулярно (в детских садах раз в неделю) мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не ме-менее 3-х раз в году снаружи.

           Благоприятная общая световая обстановка может быть достигнута при максимальном отражении и использовании солнечных лучей после их проникновения во внутрь помещения. Большое значение в этом отношении имеет окраска отражающих поверхностей, которая должна обеспечить высокие коэффициенты отражения света (потолок, стены, мебель). Правильная окраска должна обеспечивать также благоприятное распределение яркостей и их контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей. Это в большей степени определяет благоприятную световую обстановку для зрительной работы.

Искусственное освещение

        В новых нормах искусственного освещения предпочтение отдается люминесцентным лампам. И это не случайно, ибо последние в силу физических особенностей создают больше возможности для улучшения условий освещения. Этому способствует малая яркость люминесцентных ламп, наличие мягкого ровного света, более благоприятный спектр света.

Правда, хорошие качества люминесцентных ламп выявляются только при создании достаточного уровня освещенности, применении рекомендуемых светильников и рациональной схемы их оборудования.

          К сожалению, эти требования не всегда выполняются, что приводит к дискредитации хорошего вида освещения. До сих пор еще можно услышать высказывания о "вреде" люминесцентных ламп. В действительности же большой исследовательский материал по изучению влияния люминесцентного освещения на работоспособность и состояние зрительных функций в разных условиях (детского сада,  школы, производства), наоборот, указывает на более благоприятное влияние люминесцентных ламп по сравнению с лампами накаливания.        При освещении лампами накаливания нормируемый уровень освещенности (100 лк) в групповой комнате площадью 62 м2 обеспечивается 6-ю светильниками СК-300. В случае применения молочных шаров количество электроточек должно быть увеличено до 8.

  Освещение люминесцентными лампами, как уже отмечалось, имеет ряд преимуществ перед лампами накаливания. Оно позволяет создавать больший зрительный комфорт — высокие уровни освещенности при меньшем расходе электроэнергии и более благоприятное соотношение яркости в поле зрения детей при отсутствии прямой и отраженной блескости.

Родители должны следить за тем, чтобы в помещение проникало достаточно солнечного света.

Можно также наблюдать, что в вечерние часы дети занимаются работой, связанной с участием зрения, при общем освещении комнаты декоративными светильниками, естественно, не отвечающими гигиеническим требованиям. И в домашних условиях очень важно, чтобы дети при выполнении зрительной работы, даже во время игры, пользовались местным освещением. Лучше всего для этого использовать светильники типа "школьных". Они снабжены непрозрачными абажурами, имеют широкий выход света, направленный на рабочее место; в них используются относительно невысокие мощности электрических ламп от 60 до 75 ватт.

 

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять вредному влиянию внешней среды и предотвратить нарушение зрения у малыша?

 

Физическая активность помогает глазам малыша лучше работать.

Не допускайте, чтобы ребенок  более 15-20 минут проводил за компьютером, телевизором, планшетным компьютером или телефоном.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз.

Посещайте врача-офтальмолога не реже 1 раза в год.

Во время занятий за рабочим столом необходимо следить за хорошим освещением и правильной   осанкой  и правильной  посадкой

Опасные симптомы

Родители дошкольников редко приходят с жалобами на снижение качества зрения — у детей этого возраста обычно еще нет обязательных занятий, в ходе которых от них требуется большая зрительная нагрузка. А вот уже первоклассники — наши частые пациенты.

С какими жалобами обращаются дети 7-9 лет? Они чувствуют ухудшение зрения вдаль или двоение в глазах, трудности фокусировки, при переводе взгляда от близи вдаль изображение может расплываться. К чисто зрительным трудностям все чаще присоединяются головная боль, боль в висках, сутулость, плохая успеваемость. Надо сказать, что еще несколько лет назад примерно с таким же набором жалоб приходили ученики старших классов, а сегодня — уже начальной школы.

При подобных жалобах важно не просто измерить остроту зрения, но и провести тщательное обследование. Так, например, при скрытой дальнозоркости острота зрения может быть 1,0, но длительная работа на близком расстоянии вызывает трудности фокусировки, головную боль.

Родителям надо помнить: чем раньше возникает близорукость, тем больших степеней она может достигнуть. Также риск по зрению передается по наследству, причем передается не степень близорукости, а склонность к ней. Так, у родителей со слабой степенью близорукости могут расти дети, у которых из-за неумеренной зрительной нагрузки близорукость может достигнуть высоких степеней. Есть и такая взаимосвязь: чем раньше у ребенка возникает близорукость, тем больших степеней она может достигнуть.

Итак, какие симптомы должны насторожить родителей, даже если ребенок не жалуется? Для дошкольников: малыш щурится, трет глаза, смотрит исподлобья или у него присутствует вынужденное положение головы, наблюдается светобоязнь, слезотечение, периодическое отклонение одного из глаз. Для школьников: быстро устает при работе на близком расстоянии, наклоняет голову близко к тексту, устает при чтении.

Когда идти к врачу?

Первый раз офтальмолог осматривает ребенка в год — понятно, что в этом возрасте малыш может еще не проявлять жалоб на плохое зрение, но важно определить стартовое состояние зрительной системы ребенка. Если у родителей и других специалистов возникают сомнения, вопросы — например, есть подозрение на косоглазие, или малыш родился недоношенным, ослабленным — добро пожаловать и раньше, до года, как только появилась необходимость.

Второй осмотр традиционно проводится в 3 года, часто это совпадает с диспансеризацией накануне записи в детский сад.

Время для следующего планового приема определено — внимание! — только перед школой, школьникам же зрение проверяют уже раз в год. Однако неадекватная зрительная нагрузка у дошкольников резко увеличилась в последние годы — виной тому время, проведенное за телевизором, компьютером, смартфонами, планшетами. Этого не было еще лет 5 назад, и этого пока не  учитывают стандартные сроки диспансеризации. Поэтому сегодняшнего дошкольника я советую показывать офтальмологу так же часто, как и школьника — один раз в год.

В  случае снижения зрения требуется назначение адекватной медикаментозной терапии, очковой или контактной коррекции, возможно, курсы аппаратного лечения и дальнейшее наблюдение.

 

Для сохранения зрения ваших детей не пренебрегайте ежегодными осмотрами у врача-офтальмолога!

Свяжитесь с нами

Ваше имя  
Сообщение  
Ваш телефон*  
Ваш e-mail  
Число с картинки *   captcha
 
г.Можайск, проезд Мира д.4
г.Руза, ул.Ульяновская д.11
г. Руза, ул. Революционная д. 21/2
г.Гагарин, ул.Строителей д.40
г.Волоколамск, ул. Ново-солдатская д.3
п.Шаховская, ул.1-я Советская д.57
п.Лотошино, ул.Спортивная д.9
© 2017 Семейная клиника

Запись — ФИО врача

 

Запись к врачу — ФИО врача